win.zin

Как решается вопрос тиражирования и авторских прав в цифровом искусстве?

Участник арт-группы AES+F Лев Евзович:

Это решается выдачей сертификата, который дает галерея, но сейчас, правда, принято и от самих художников получать сертификаты. Тираж определяется рынком, традицией и сложившейся историей, но существуют и принятые тиражи видео. Каждый художник сам в разговорах со своими дилерами и галереями определяет эту политику.

Независимый куратор и критик Антонио Джеуза:

Обычно тираж: 3, 5, 10 копий. При такой системе последние копии всегда дороже, чем первые.

Но это все-таки вопрос стратегии, которую художники или сами или вместе с галеристами определяют. Иногда они знают, что работа будет популярной, и делают десять копий, но цена будет гораздо ниже, а иногда делают много копий, поскольку уверены, что уже есть покупатель, который готов на нее потратить большие деньги.

Не забудьте, что есть момент, связанный с музеями и фондами, которые тоже хотят эксклюзивности и желают получить первый номер тиража.

Кроме того, художник всегда держит одну копию у себя, когда понимает, что работа популярная, чтобы, если вдруг позвонят из галереи Тейт или из музея Помпиду, было, что им показать. Кроме того, не забудьте, что кроме тиража есть еще авторские копии — обычно две, и их тоже можно продавать. Есть также нулевые копии, созданные для показов и для лекций, но они не могут быть в коллекциях и не считаются произведениями для продажи. Нулевая копия — это так называемый выставочный экземпляр. Потом куратор должен ее уничтожить, потому что держать ее у себя противозаконно.

Участник арт-группы AES+F Евгений Святский:

Все решается путем очень строгой дисциплины художника по части выпуска сертифицированных копий. Все, что связано с тиражом, всегда сертифицируется и удостоверяется. В любом, случае все, что связано с тиражом, всегда сертифицируется и каким-то образом удостоверяется. Это может быть даже не один сертификат, а еще множество разных дополнительных средств усиления защиты уникальности, например, нумерации копии и т.д. Однако важно, чтобы автор четко понимал, что он не должен ни в коем случае выпускать никаких копий помимо тех, которые он объявил, и ничего не должен перепутать или забыть, выпустить по ошибке. Это крайне важная сторона дела, потому что, с одной стороны, пиратство существует, но вот эти средства защиты всегда помогают отличить неавторизованные копии от авторизованных. Однако если сам автор не следует этой дисциплине, то тут уже ничего не поделаешь. То есть, если он сказал, что выпустил 20 копий, а сделал 40, то значит, он сам все нарушил.

Оптимальный выбор тиража принимается каждым художником внутри его собственной рыночной ситуации и советуется он, естественно, с теми, кто ему помогает продавать работы. Если таких людей рядом с ним нет, то он сам должен все продумать и решить, какой логике он следует — делает большой тираж при низких ценах или маленький тираж при более высоких.

Кроме того, если автор рассчитывает продавать свое произведение в формате видео или виар на рынке как эксклюзивное, то работа не должна быть при этом где-то открыто доступна в полноформатной версии. Это не должно быть идентично тому, что человек продает и за что берет определенные деньги с коллекционера, обещая ему уникальное использование.
Вопрос-ответ